Bus rapid transit – это современная система городского общественного транспорта, иногда она называется MetroBus. Хотя в большинстве случаев называют устоявшимся международным термином – BRT.

Уникальный проект BRT (организация движения на скоростных автобусах) был внедрен в некоторых странах в конце прошлого века. Этот вид городского транспорта пользуется феноменальной популярностью. Например, в Стамбуле ежедневно метробусом пользуется несколько миллионов жителей. Наибольшее же распространение BRT получило в странах Южной Америки.

BRT является результатом развития сети автобусного общественного транспорта. По сравнению с метро этот проект обладает явными преимуществами: меньшая стоимость создания сети, меньшая стоимость подвижного состава, мобильность и другие.

В чем же отличие BRT от обычной автобусной сети. Во-первых, в полноценном комплексном подходе. Ни один элемент системы не может существовать отдельно друг от друга. Все просчитано и распланировано заранее и очень тщательно. Также, основное отличие BRT в том, что все маршруты максимально обособленны от дорог общего пользования, а в тех редких случаях, когда это невозможно сделать, автобусы, входящие в систему, имеют значительное преимущество над другими транспортными единицами.

В этой системе все направлено на увеличение скорости и потока. Этому способствует не только изоляция от заторов на основной дорожной сети, но и, казалось бы, такие малозначительные аспекты, как продажа и валидация билетов до посадки в автобус, совпадающая высота дверей и посадочного пандуса, удобная и понятная навигация и многое другое.

Проект BRT предполагает движения автобусов по специально выделенным и зачастую огороженным полосам. Главным преимуществом метробуса является его полная изолированность на дороге от остальных видов транспорта. В качестве средства движения выбираются сочлененные автобусы последнего поколения, вооруженные двигателями до 300 л.с. При этом, как в метро, в салонах метробусов отдается предпочтение местам для стояния. Благодаря этому, только один сочлененный автобус перевозит до 200 пассажиров. Кроме этого, для убыстрения посадки во все двери метробуса, пассажиры должны пройти билетный контроль заранее. Поэтому остановки metrobus специальным образом огорожены и имеют автоматические турникеты для входа.

Самая известная сеть BRT – TransMilenio в столице Колумбии, городе Богота, которая на сегодняшний день состоит из 9 линий. Эта система начала свою работу в 2000 году и с первых дней начала пользоваться огромной популярностью. Систему отличает взвешенный современный подход при проектировании. Создание системы положительно сказалось на экономике города и условиях жизни его населения.

Стоит также отметить и системы BRT в других точкам мира. Это и первая Rede Integrada de Transporte (Бразилия), и Метробус Буэнос-Аэреса (Аргентина), и Оранжевая линия (Лос-Анжелес, США), и многие другие.

Метробус настолько популярен, что нередко возникает давка и создаются громадные очереди к турникетам, особенно в часы пик утром и вечером. Обычно метробусы следуют с интервалом не более половины минуты и передвигаются с высокой скоростью. Для этого вида городского транспорта не существует понятия пробок, которые то и дело возникают слева и справа - в соседних рядах, где замирают автобусы, такси.

Метробусы идут друг за другом "караванами" по три-пять-семь автобусов. Каких-то ограничений на интервал или расстояние между ними нет, водители ориентируются по обстановке и сами регулируют расстояние до впереди идущего автобуса.

В феврале 2014 года в Астане  в рамках подготовки на очередную сессию маслихата по вопросу о состоянии и мерах по улучшению работы общественного транспорта города презентовали проект «BRT. Скоростные автобусные перевозки». В ходе презентации было озвучено множество преимуществ данного вида транспорта.

«BRT - это перевозка большого количества людей и влияние на организацию дорожного движения, BRT - это формат больше для людей, а не для транспорта. BRT - это лекарство для транспортной системы, оно специально будет так, чтобы люди увидели качество, современность, мобильность, безопасность, архитектуру, удобства и больше ориентировались на общественный транспорт», - отметил в ходе своего выступления  Председатель Правления ТОО «Астана LRT» Талгат Ардан.

Удобство, безопасность и улучшенная организация дорожного движения - это далеко не все, что сможет дать пассажирам новая система скоростного автобусного транспорта (БРТ). Согласно данному проекту пассажирские скоростные автобусы будут передвигаться по специально выделенным полосам. Они будут отделены от проезжей части и оборудованы закрытыми пассажирскими станциями с платформами на одном уровне и подземными переходами.

Вначале будет построено и запущено 18 станций, которые соединят аэропорт, ЭКСПО-городок, «Абу-Даби Плаза» и новый железнодорожный вокзал. Затем их количество будет постепенно увеличиваться. Станции оснастят комплексом жизнеобеспечения, системами безопасности доступа, электронной системой оплаты (по принципу метро), эскалаторами и лифтами.

В настоящее время строительные работы по строительству БРТ уже начаты. Первая очередь данного проекта начнет эксплуатироваться в Астане в 2016 году.